Улучшение осанки дошкольников с помощью балетной гимнастики — Школа балета Alegria

Улучшение осанки дошкольников с помощью балетной гимнастики

Физическое воспитание ребенка необходимо не только для его целостного гармоничного развития, но и для поддержания здоровья. С началом обучения в школе осанка детей начинает страдать, что негативно сказывается как не состоянии здоровья спины, так и на внешнем виде ребенка.

К сожалению, совершенно здоровых детей насчитывается не более 4%, а за последние несколько десятилетий количество детей с нарушением осанки выросло с 20% до 80%. Причем процент детей с проблемами спины тем выше, чем старше ребенок. В этом возрасте подобные проблемы считаются не заболеванием, а лишь отклонением в развитии костно-мышечного аппарата. Но со временем, при несоблюдении гигиены осанки, оно может привести к таким заболеваниям, как кифоз, лордоз, сколиоз, остеохондроз и другим, снижающим качество жизни человека. Необходимо учитывать, что ребенок в будущем все более будет подвержен негативным для осанки факторам. Кроме того, навык сохранения осанки формируется у детей в возрасте до семи лет, поэтому важно уделить внимание вопросу профилактики и коррекции неправильной осанки именно для детей дошкольного возраста.

Развитие различных частей тела ребенка иногда отстают или опережают друг друга, поэтому изменения в осанке неизбежны. Простыми словами, осанка есть характеристика физического состояния опорно-двигательного аппарата и привычка поведения, в сумме дающие способность человека удерживать нормальное, естественное физиологически положение частей тела.

Для осанки детей дошкольного возраста характерны следующие черты: небольшой прогиб в пояснице, слегка выступающие лопатки и живот на фоне ровно расправленных плеч и симметрично расположенной грудной клетки.

Если говорить о профилактике правильной осанки, то в первую очередь можно выделить разнообразные танцевальные направления, наиболее эффективным из которых, разумеется, является классический танец. Спина балерины по праву считается эталоном эстетики. Если не заниматься балетом профессионально, поставить спину, как у балерины, конечно, невозможно, но та часть классического экзерсиса, которая направлена на развитие мышц спины и разработку гибкости, безусловно, поспособствует постановке правильной осанки, даже взятая отдельно.

Экзерсис в партере (то есть на полу) позволяет разгрузить весь опорно-двигательный аппарат, в том числе ноги и позвоночник. Это увеличивает эффективность физической нагрузки, получаемой мышцами при движении. Но, как и в любом виде гимнастики эффект напрямую зависит от техничности исполнения упражнений. Любой урок классического танца сопровождается музыкально, и даже если вы берете только партерную его часть, целесообразно не отступать от этой традиции. Музыка помогает детям координировать движения, воспитывает музыкальный вкус, чувство ритма и эстетики, а также делает занятия более привлекательными и разнообразными, что при работе с детьми крайне существенно.

Кроме состояния мышц спины очень важную роль для красивой осанки играет умение координировать их работу, поэтому набор упражнений должен охватывать разные группы мышц и фокусироваться на их координации.

Несколько упражнений из партерного экзерсиса вы можете практиковать с ребенком дома, часть из них могут быть использованы на занятиях по ритмике или гимнастике в детском саду. Ниже приведены примеры нескольких легких упражнений балетной гимнастики.

1. Упражнение «Кошечка».

Стоя на четвереньках, на счеты 1-2 ребенок поднимает голову, прогибаясь в спине, смотрит наверх. Плечи опущены, шея вытянута. Счеты 3-4 округляет спину, опускает голову.

2. Упражнение «Лодочка».

Лежа на животе, руки вытянуты вперед, на счеты 1-2 ребенок отрывает от пола прямые руки с грудной клеткой и ноги, удерживает это положение счеты 3-6, на 7-8 опускается в исходное положение. Упражнение можно усложнить — вместо удержания позиции делать раскачивания вперед-назад. При раскачивании тянуться вверх поочередно руками или ногами.

3. Упражнение «Корзиночка»

Лежа на животе, кисти охватывают голеностопы, колени согнуты и разведены в стороны. На счеты 1-4 ребенок тянется наверх, стараясь выпрямить колени и отрывая грудную клетку от пола. Счеты 5-8 возвращается в исходное положение.

4. Упражнение «Лягушка».

Лежа на животе, упираясь руками в пол, ребенок на 6 счетов поднимает грудную клетку и тянется головой вверх и назад; ноги сгибает в коленях и старается дотянуться носочками до головы. На 7-8 опускается в исходное положение.

5. Упражнение «Самолетик».

Сидя на полу, ноги вытянуты, руки вдоль тела. На счеты 1-2 ребенок поднимает прямые ноги, руки в стороны, спина удерживается в прямом положении. Счеты 3-6 удерживает это положение, и на 7-8 возвращается в исходное.